Валерия Меркулова: «Я лучше не посплю, чем буду лениться!»

Лера — самый молодой наш герой. Ей всего 20 лет. Но к этому возрасту она успела уже много всего. Она из тех людей, которые не могут сидеть на месте, они постоянно чем-то заняты. Лера учится на факультете журналистики МГУ, работает ответственным секретарём сразу двух детских журналов, является главным редактором журнала для детей из детских домов «Домовёнок Троша». Не мало, правда? Но это ещё не всё. Лера очень любит детскую литературу. Для тех, кто разделяет это увлечение и хочет лучше разбираться в современных детских книгах, Лера вместе со своей подругой придумала и сделала целый сайт — Wonderbook.ru

Обо всех своих делах и проектах, а также о том, как всё это совместить, Лера рассказала нам.

Как молодой современной девушке пришла в голову идея делать журнал для детей из детских домов?

На факультете я хожу на семинары по детской литературе. Можно сказать, что это моя специализация. Один раз к нам на занятие пришли ребята из журнала для детей из детских домов «Дети как дети». Они попросили нас помочь им, посоветовать, что можно изменить, чтобы журнал стал интереснее. А нам в этом журнале не понравилось многое – начиная с названия и заканчивая контентом. Поэтому мы придумали концепцию своего издания. Так получился «Домовёнок Троша».

Когда это было?

В прошлом мае. То есть, нашему журналу уже больше года. Но за это время вышел всего один номер.

Как вы распространяете журнал?

Первый номер вышел крошечным тиражом – 50 экземпляров. Мы распространяли их по предполагаемым спонсорам. У второго номера тираж будет гораздо больше – 2000 экземпляров. Это огромная головная боль, мы пока не знаем, как распространять журнал, но очень надеемся, что нам помогут благотворительные фонды.

Расскажи о журнале. О чём он?

Это журнал для воспитанников детских домов младшего школьного возраста. Это литературный, познавательный, развлекательный журнал. Мы не хотели делать какое-то очень серьёзное издание. У нас всё идёт через сказки, весёлые истории про домовят, которые являются сквозными персонажами нашего журнала. Их несколько – Троша, Сеня, Марфуша и Шукля. Когда мы придумывали их образы, мы попросили нескольких иллюстраторов нарисовать нам домовёнка. У большинства сразу сработал шаблон. Мы получили два варианта домовят. Это был либо сморщенный старичок в лаптях, либо домовёнок Кузя из мультика. Но в итоге наш домовёнок Троша получился похожим на обычного мальчика. Мы описали его историю – он ростом с карандаш, у него есть волшебные тапки и так далее. Нам кажется, что детям будет интереснее, если героем будет ребёнок, похожий на них. И мы написали первую историю – как домовята решили журнал издавать. У каждого домовёнка свой характер. Марфуша – рукодельница, Сеня – немножко сорванец, спортсмен, он ответственный за рубрику «Спорт». А у Шукли пока нет какой-то конкретной черты характера, я ещё не придумала (смеётся). Начинается каждый журнал с материала о том, как домовята что-то делают. В первом номере, мы писали, как они решили выпускать журнал. Ещё у нас есть рубрика «Вот так человек!». В прошлом номере был материал о Юрии Куклачёве, а в этом у нас Николай Дроздов. Мы уже взяли у него интервью, он рассказал много интересного. Есть рубрики о разных странах и интересных местах. Например, мы писали про Австралию, про Калининград. Конечно, есть кроссворды, головоломки, всё, как в обычных детских журналах.

 

«Домовёнок Троша» — журнал для детей из детских домов. Чем он отличается от других детских журналов?

Мы очень тщательно отбираем материалы для своего журнала. Они ничем не должны обидеть ребёнка. Он не должен чувствовать, что он не такой, как остальные. Сами домовята тоже живут в детском доме. И именно в его стенах и происходят все истории. Иногда они путешествуют по другим детским домам. У нас есть рубрика «Троша едет в гости». То есть, это репортаж о жизни какого-то конкретного детского дома. Эти репортажи делают девочки-волонтёры, которые регулярно ездят в детские дома, работают с детдомовцами. Очень важно, что у ребят из нашей команды есть такой опыт.

 У вас есть спонсор?

Мы очень долго с этим мучились, но в итоге нашли спонсора на следующий номер. Его будет спонсировать фонд «Наше будущее».

 У тебя есть какая-то сверхидея? Ради чего ты делаешь журнал?

Я не понимаю этого вопроса. Как это: ради чего? Во-первых, это очень интересно. Во-вторых, я надеюсь, что кому-то от этого будет хорошо. Что какой-то ребёнок почувствует себя менее одиноким. Таких журналов ведь больше нет. Есть издания, которые рассказывают о жизни детей в детском доме: у нас прошёл концерт, у нас прошёл субботник. Но кому это надо? Мне бы хотелось, чтобы у каждого ребёнка была возможность погрузиться в этот волшебный мир, где живут домовята и где все дружат. Наверное, у меня какие-то слишком идеалистические представления. Но это же замечательно. Дети из детских домов должны получать столько же положительных впечатлений от чтения, сколько и все остальные. Многие знают, как сложно приучить ребёнка к чтению. Это очень сложно, если у тебя один ребёнок. А в детских домах их много. Поэтому там никто этим не занимается. Чтобы ребёнок из детского дома полюбил читать, его надо действительно заинтересовать. Ну и плюс к этому мы хотим заняться социализацией детей.

Ты главный редактор. Расскажи о своей работе. С какими трудностями ты столкнулась? Почему именно ты стала главным редактором? Это была твоя инициатива?

Я бы сказала, что моё редакторство в журнале номинальное, потому что все в нашей команде делают для журнала очень много. А некоторые – даже больше. И это не я (смеётся)! Почему я стала главным редактором? Ребята выбрали меня. Я пыталась спорить, но это оказалось бесполезно. Мы всё делаем вместе, вместе придумываем номер, сочиняем истории. Моя редакторская работа заключается в том, что я ставлю сроки авторам, ищу иллюстраторов. Но каждую неделю мы собираемся и всё обсуждаем. Сейчас, например, у нас огромный спор по поводу обложки – какого она будет цвета, что на ней будет. И мнения очень сильно расходятся.

Сколько человек работает над журналом?

Постоянно человек восемь-девять.

И вы собираетесь каждую неделю?

Да. Мы приходим, приносим тексты, смотрим их, решаем, что нужно изменить, отправляем их на доработку.

То есть, у вас идёт постоянная работа над журналом. Но ты подумала, что тебе мало одного журнала, и решила продолжить сеять разумное, доброе, вечное – сделать сайт о детской литературе.

Да, сеять разумное, доброе, вечное я решила вместе с моей подругой Настей. Мы с ней были очень увлечены детской литературой. Сначала мы хотели сделать блог. Но потом решили, что сайт всё-таки лучше. Мы очень долго собирались, вынашивали идеи. И когда очнулись, оказалось, что появилось уже много подобных сайтов. В какой-то момент мы поняли, что если не установим себе дедлайн, то мы не откроемся никогда. Мы поставили дату – 2 апреля, всемирный день детской литературы, день рождения Андерсена. Открылись мы ночью, сидели в кафе и лихорадочно что-то дописывали. И это было так здорово! Это была чудесная ночь!

Прежде, чем подробно рассказать о сайте, расскажи про свой интерес к детской литературе. Я знаю, что немногие его понимают.

Да. Многие относятся к детской литературе, как к чему-то несерьёзному. Я начала читать в три с чем-то года и читала очень много. Родителей даже стало это беспокоить, и они начали отнимать у меня книги. Потому что я таскала их с собой везде. Я читала и на ходу, и под одеялом, и родители боялись, что я испорчу себе глаза. Но в итоге я испортила себе глаза только в двадцать лет от айфона (смеётся).

Какие книги ты любила?

Ой, мне кажется, я любила всё! Я была очень неприхотливым читателем и любила всё, что видела. Я любила читать «Комсомольскую правду», которая лежала у папы по утрам на столе. Я просто любила читать. Вообще, я жуткий консерватор, я до сих пор очень люблю перечитывать свои любимые детские книги. Например, в последнее время я снова вернулась в подростковый период. Мне хочется носить кеды и джинсы и читать старые любимые книжки Астрид Линдгрен про Кати.

А как ты относишься к современной детской литературе?

Её состояние меня не очень устраивает. Среди современных писателей любимых авторов у меня нет. Но я вижу, что за последние годы произошёл взрыв интереса к детской литературе.

Как ты думаешь, почему?

Потому что люди более или менее встали на ноги после 90-х годов, и у них появилась возможность думать о чём-то второстепенном. Как ни жалко это признавать, но детская литература для большинства людей это второстепенная вещь.

Тебе не кажется, что это связано ещё и с тем, что люди стали больше путешествовать, видеть, как воспитывают детей в других странах…

Нет. В Советском Союзе ведь люди никуда не ездили, но детская литература была на высоте, периодика была на высоте. У детских журналов были такие тиражи, что сегодняшним издателям даже и не снились.

Но тогда не было интернета!

Да дело даже не в интернете. Просто на какое-то время пропала культура чтения. Но, наконец-то, люди снова стали задумываться об организации своего досуга и досуга своих детей. И всё чаще им становится чтение. Сейчас у родителей есть возможность выбирать красивые, качественные книги. Так что всё улучшение в мире детской литературы это не что иное, как улучшение ситуации на рынке.

Расскажи поподробнее о сайте.

Это наше детище, наш любимый проект. Мы его сделали вместе с моей подругой Настей. У нас с ней идеальный союз. Я боялась, что рабочие противоречия могут помешать нашей дружбе. Но, к счастью, этого не случилось.

У вас нет противоречий?

Мы просто умеем их сглаживать. У нас похожий образ мыслей и одинаковые цели, к которым мы стремимся. Поэтому мы всегда приходим к какому-то общему решению. У нас всегда получается коструктивный диалог. И, к счастью, вещей, в которых бы мы не совпадали, очень мало. На данный момент наше единственное расхождение во взглядах заключается в том, что Настя хочет писать слово «год» целиком, а мне больше нравится буква «г» с точечкой.

Сайт Wonderbook на фестивале в честь Дня защиты детей

Какая аудитория у вашего сайта?

Наш сайт рассчитан на родителей. Мы хотим помочь им лучше ориентироваться в современной детской литературе. На сайте они могут найти анонсы новинок. Мы пишем только о книгах, которые понравились нам лично, которые мы можем посоветовать. Мы никогда не будем советовать книги, которые не читали сами. Мы так же собираемся сделать рубрику с большими рецензиями. Ещё есть рубрика «Правила чтения». В ней разные интересные люди рассказывают о том, как они начали читать, какие книги любят. Так же есть потрясающая рубрика «Видео» дети сами рассказывают о своих любимых книгах. Кстати, любой желающий может снять на видео рассказ своего ребёнка о любимой книге, а мы опубликуем его на сайте.

Наша цель рассказать родителям, как заинтересовать детей книгами. И, конечно, помочь им сориентироваться. Чтобы в магазинах они не брали первую попавшуюся лабуду, которая лежит на видном месте, а выбирали хорошие, качественные книги.

У тебя есть какой-то рецепт или совет, как всё-таки сделать так, чтобы заинтересовать ребёнка книгами, если он ни в какую не хочет читать?

Никаких оригинальных рецептов у меня нет. Могу выделить две главные вещи. Первое надо позволить ребёнку читать всё, что ему нравится. Сначала должен появиться интерес к книгам, а вкус сформируется со временем. А второе не надо заставлять ребёнка читать. Дети часто делают всё назло. Я по себе знаю. Если бы меня в детстве заставляли, говорили бы: «Ты должна прочитать столько-то страниц», — я бы из принципа этого не делала. А так как у меня отбирали книгу, я читала по пять томов в неделю. И я совершенно ничего плохого не вижу в том, чтобы давать ребёнку книги на возрастную категорию выше, чем он сам. Его должно увлекать что-то большее, может быть, запретное даже. В разумных рамках, конечно. Это не значит, что ему надо сразу пихать «Все оттенки голубого» Рю Мураками. Но и держать его на «Мухе-Цокотухе» до десяти лет тоже не следует.

И очень важно, чтобы родители сами любили читать. У меня дома всегда читали все. А ребёнок, он же повторяет всё, он хочет быть, как взрослые. У меня был такой случай. Я пришла в гости к своим знакомым, и они стали мне жаловаться, что ребёнок не читает, постоянно смотрит телевизор. А у них дома совсем нет книг! И почему ребёнок должен читать в таком случае?

В твоей жизни сейчас есть четыре главные вещи, которые занимают больше всего времени. Ты учишься, у тебя есть постоянная работа, на которую надо ходить каждый день, есть «Домовёнок» и есть твой сайт. И всё это требует внимания, времени и сил. Как грамотно распределять время?

Я бы сама хотела знать ответ на этот вопрос. Помимо всего, что ты перечислила, у меня ещё есть семья, друзья, и всему хочется уделять время. А иногда ещё нужно спать. Но я лучше не посплю, чем буду лениться. И в этом помогает мне моя подруга. Потому что у неё гораздо больше терпения, чем у меня. И она гораздо более ответственная. Например, вечером я гуляю с друзьями, а утром встаю и вспоминаю, что не написала анонс на сайт, а Настя в это время написала целых три анонса. И мне становится дико стыдно. Потому что у нас одни и те же друзья, у неё тоже куча дел. Но она сделала, а я нет! И это для меня стимул.

Не хочется бросить что-нибудь из всего этого?

Иногда мне очень хочется бросить всё, поселиться на берегу какого-нибудь озера и постоянно спать. Но потом я вспоминаю, что все мои дела для меня очень важны. И я не могу и не хочу ничего бросать!

 

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments