Вот и закрыли

Дело было так: вечер пятницы, бар, разговор друзей. Тогда я впервые услышала от коллеги: «Ребята, если будет свободное время на выходных, не упустите шанс последний раз посетить музей Маяковского».

Я сразу же переспросила:  «А что, он закрывается?»  В ответ услышала рассказ о том, что вскоре музей Маяковского будет закрыт на реконструкцию. Друг не забыл упомянуть об уникальности места, да и о том, что ни в какой реконструкции, по сути, здание не нуждается.

Вернувшись домой, я первым делом, посетила сайт музея, и первое на что наткнулась – это открытое письмо автора сценарной концепции экспозиции Государственного музея Маяковского Тараса Полякова под не двусмысленным названием «КАК И КТО ГРОБИТ МУЗЕЙ МАЯКОВСКОГО?»

Начиналось обращение так:

«Я обращаюсь к вам за помощью. Музей Маяковского, точнее – его оригинальную экспозицию, решили разрушить. Речь идет об экспозиции, которая получила мировое признание. Речь идет об экспозиции, повлиявшей на создание отечественных и зарубежных литературно-мемориальных музеев конца 20 – начала 21 века. Речь идет об экспозиции, которая входит во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Наконец, речь идет об экспозиции, куда Посетитель приходит не однократно, каждый раз получая новое впечатление и новую информацию. В том числе — о Маяковском.»

И закончилось строками:

«Я никогда не выходил на «болотную площадь», был занят делом, музейным проектированием. Насколько я знаю, десятки моих студентов и учеников тоже не были отмечены в «белой» оппозиции. Теперь я, в свои 58 лет, сомневаюсь, что поступал правильно».

На сайте также сохранено множество обсуждений на эту тему. Есть и простые отзывы, например такой: «Я студент МГУ, 17 лет. В музей ходил всегда, когда приезжал в Москву до поступления, и сейчас часто его посещаю. Каждый раз, когда я выхожу из залов экспозиций, в голове одна единственная мысль: «Как такое смогли придумать? Мог ли я вообще в голове представить подобные творения?»

Изучив остальные обращения и прикрепленные к ним материалы, я убедилась, что история эта находится уже не на пике обсуждения. В том, что музей закроют, сомневаться не приходилось, так что, оставалось его просто посетить.

Итак, суббота, мы у парадного входа, в наших руках билеты, купленные по символической цене, что, в общем, не удивительно, но радует. Уже у раздевалки нас встречает нагнетающая обстановку смотрительница музея. Она объясняет посетительнице, что это последний день. Я сразу же переспрашиваю, точно ли последний, ведь есть ещё воскресенье.

«Это написано так, а вообще только сегодня можно. Закрывают. На два года, представляете?», — отвечает смотрительница.

Я замечаю, что посетителей немного. Есть парочка школьных групп, несколько одиночных посетителей. Экскурсоводы работают в штатном режиме. Мы не стали присоединяться к группам, мне хотелось смотреть только на то, на что упадет взгляд. Трогать что-либо там не только можно, но и не страшно  – тут нет привычных витрин с аккуратно разложенными экспонатами. Их заменяют конструкции, похожие на театральные декорации. Вообще, место уникальное. Дело в том, что экспозиция музея создавалась экспериментальным путем с нарушением всех традиций музейного дизайна.

Центральным «нервом» музея является мемориальная лестница. Она ведет на 4 этаж в пространство бывшей коммунальной квартиры, к маленькой комнатенке-лодочке, где с весны 1919 года в течение 11 лет жил и работал Маяковский. К слову, там же 14 апреля 1930 года прозвучал выстрел, обозначивший конец его жизненного пути.

Ранее музей жил полной жизнью. Помимо экскурсий, в нем устраивались тематические лекции, поэтические и музыкальные вечера и даже театральные спектакли. Будет ли возобновлена эта деятельность после ремонта, неизвестно.

Зато известно, что на время проведения ремонтных работ фонды музея перевезут в другие московские культурные учреждения на хранение, а выставки и образовательные программы будут проводиться на альтернативных площадках.

Предполагается, что такими площадками станут: выставочный комплекс «Рабочий и колхозница» и «Домик Чехова», входящие в МВО «Манеж».  Но точного описания временных экспозиций пока не представлено.

Вообще, в истории с реконструкцией музея В.В. Маяковского до сих пор остается много вопросов. В том числе неизвестно, войдут ли авторы экспозиции в экспертный совет по надзору за ремонтом.

Не могу точно описать ощущения, оставшиеся от прощального посещения, скорее всего, никаких потрясений не произошло. Захотелось только запечатлеть в памяти эти образы, чтобы спустя два года, вернуться и собственными глазами оценить все произошедшие перемены.

Дарья Касьянова

фото: mk.ru, osd.ru

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments