«Нимфоманка» Ларса фон Триера: забудь про любовь

В Москве стартовали первые показы нового, долгожданного, суперпровокационного фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка». В России, как и почти во всем мире, фильм будут показывать в двух частях. Нам же удалось посмотреть его полностью в день премьеры в Копенгагене. И тем, кто все-таки еще может ждать, хочу посоветовать: лучше смотрите обе части сразу. Да, это 4 часа такого чувства, как будто какой-то хитренький человечек с наглой улыбочкой вскрывает вам мозг, щекочет внутри, выворачивает наизнанку и достает оттуда все самое интимное с видом, говорящим: «Ого, что я такое тут нашел!». Так вот, лучше это ощущение пережить сразу, например, с получасовым перерывом на «немного выпить» и «нервно покурить», но в один заход.

Впервые широкой общественности про запланированные съемки порнофильма Триер рассказал на том самом Каннском кинофестивале, где его объявили персоной нон-грата. Триер всегда был провокатором, со своим особенным издевательским чувством юмора и, конечно, тогда он явно перестарался. Хотя те, кто знает биографию Триера, вряд ли поверили в его сочувствие нацистам. Просто ему, как всегда, нужно было разыграть ситуацию, поставить людей в некомфортноебположение и посмотреть, что будет. Зато вся эта история стала прекрасным пиаром для “Нимфоманки” и дала возможность Триеру не общаться с журналистами и не выступать на пресс-конференциях, которые он ненавидит. Об этом нам рассказала его знакомая, которая училась вместе с ним. Мы познакомились с ней в Копенгагене, но, к сожалению, имени не запомнили (знаю, что это не профессионально, но придется поверить мне на слово).  “Он очень скромный и стеснительный человек. Не любит светские мероприятия, и не любит выступать”, — поделилась с нами датчанка.

Все та же тяга к провокации и потребность поставить зрителя в, мягко говоря, неудобное положение присутствует и в самом позиционировании “Нимфоманки” как порно. Да, там очень много откровенных сексуальных сцен, даже сцен насилия и жестокости. И, тем не менее, это такое же порно, как, например, “Танцующая в темноте” — мюзикл, или “Самый главный босс” – комедия. Основные критерии жанра сохранены (хотя я, конечно, не особо профи в этом жанре, но явно врет тот, кто в век интернета говорит, что вообще не имеет представления о порно), но не на них главный акцент. Жанровые особенности порнофильма лишь создают в сюжете платформу для главной идеи. А идея эта в чувственном восприятие мира, более чутком, более глубоком, откровенном, свободном, даже свободном на грани. И через это необычное, гипертрофированное восприятие показываются вечные темы: религия, смерть, материнство, секс, любовь, секс и любовь (любовь в фильме убивает секс), фрейдистская психология, педофилия, понятия нормальности и ненормальности и даже отсылки к нацизму, а также сложные взаимоотношения героини с другими людьми.

И интересно, как мне кажется, то, что мужчины должны сойти с ума от такой чувственности Джо, главной героини, а процентов 80 женщин, скорее всего, хотели бы ее образ хоть раз в жизни примерить на себя. Триер создает женщину из мира метафизики, почти богиню первобытной мифологии, но делает из нее не просто супер-женщину, а мученицу, которая страдает от своей сверхчувствительности, и теряет тех, кого действительно любит. Нимфомания здесь не болезнь, а все ее нутро, по-другому она жить не может. И на протяжение всего фильма видно, как режиссер сочувствует ей, даже превозносит ее, делая со временем неподвластной никому, даже богу, которого она сама и убивает…

Сюжет фильма вкратце — это разговор между двумя людьми. Мужчина в возрасте находит на улице избитую женщину и приводит ее домой, чтобы помочь. Женщиной оказывается Джо, она признается ему, что она нимфоманка и рассказывает историю своей жизни, полную страсти, порока, извращений, борьбы и даже любви.

«Нимфоманка» — это завершающая работа в триеровской «трилогии депрессии». Фильм разделен на 8 глав. Каждая — это отдельный мир и отдельная тема не только относительно жизни героини, но и тех вопросов, которые ставит Триер перед нами. Почти каждая глава снята в своей подходящей к теме стилистике, например, глава о смерти отца — в черно-белых тонах. История рассказана жестко, бескомпромиссно, откровенно, каждый эпизод, как бомба для сознания. Как всегда, у Триера много цитат и аллюзий, например, на его любимого Тарковского и даже на самого себя, особенно явно, как мне показалось, — к скандальному “Антихристу”. Возможно, удивительно, но в фильме есть много ироничных эпизодов, где мы смеялись от души. В этой версии, который смотрит весь мир, монтаж фильма сделал не Триер, а продюсерская компания, конечно, с его согласия. Триер же сделал полную версию фильма на 5 с половиной часов с более откровенными интимными сценами. Скажу вам, представить еще откровеннее — довольно сложно… Первую часть полной версии он показал на недавнем Берлинском кинофестивале.

Нечего, наверно, говорить о прекрасном актерском составе. Кстати, Триер пригласил в команду многих актеров, с которыми раньше работал, например, конечно же Шарлотта Генсбур (“Антихрист”, “Меланхолия”), потрясающе исполнившая главную роль, Стеллан Скарсгард (“Рассекая волны”, “Догвилль”, “Меланхолия”), Удо Кир (“Меланхолия”), Йенс Альбинус (“Идиоты”, “Самый главный босс”). Роль Умы Турман, которую она изумительно сыграла, должна была играть Николь Кидман, снявшаяся ранее у Триера в “Догвилле”, он специально написал эту роль под нее, но она не смогла найти время для съемок из-за других проектов.

Фильм потрясающий, глубокий, неоднозначный, а Триер как обычно злой гений. Он переворачивает сознание, крушит стереотипы, разрушает зону комфортного восприятия и заставляет не просто думать, а думать по-новому, черпая для этого ресурсы из таких глубин, о существовании которых и не подозреваешь. После просмотра «Нимфоманки» остается сильное послевкусие, и ты еще долго прокручиваешь кадры, темы, смыслы…

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments