Впечатления Книги

Книги о детях не для детей

Здесь, наверно, нужно объяснить, почему я решила написать именно об этих книгах? Совсем недавно я прочитала роман «Замок из стекла» Джанет Уоллс, хотела предложить его для обсуждения в нашем книжном клубе «В ожидании Кафки», но поняла, что этот роман, скорее, для внутреннего анализа и обсуждать там в общем-то особенно нечего. Хотя прочитать его я советую, особенно тем, кому нравятся темы семьи, воспитания детей, взросления.

Некоторые наши последние встречи в клубе были посвящены произведениям о детях. И я решила тоже немного рассказать об этих книгах. Потом я задумалась, а какие книги на похожие темы произвели на меня впечатление в последнее время (последние лет 5), и вспомнила только «Жутко громко, запредельно близко» Джонатана Сафран Фоера, о которой Маша писала здесь, и «Полубрата» Ларса Соби Кристенсена. О последней я тоже написала пару слов. И вот, что в итоге получилось:

«Замок из стекла» Джаннетт Уоллс

Книга позиционируется как автобиография молодой американской журналистки, которая решила рассказать о своем детстве и тем самым как бы исповедоваться.

В самом начале повествования создана какая-то бессмысленная интрига с женщиной на улице, которая знает что-то ужасное из прошлого героини. Не ведитесь на это и не ждите ничего сверхъестественного. Видимо, из этого хотели создать какую-то завлекалочку, и ты читаешь и ждешь бомбы, а в итоге оказывается, что это совсем другой жанр. Мне кажется, поэтому некоторые не дочитывают книгу до конца (знаю прецеденты), что жаль, потому что лично для меня вся ее ценность была в конце. И чтобы прочувствовать и отрефлексировать его, нужно пройти большую и тяжелую часть сюжета вместе с героиней (но читается легко).

Эта книга о детстве и о взрослении девочки в неблагополучной американской семье. Мать – неудачный и бесталанный художник, довольно ленивая и эгоистичная женщина, не приспособленная к жизни, причем и не желавшая приспосабливаться. При этом у нее стойкие жизненные принципы и взгляды на воспитание детей, правда не совсем традиционные. Отец – пьяница, распутник и одновременно романтик и изобретатель в душе, к тому же не меньший эгоист, чем мать. Они оба довольно умные люди, но слишком уж мечтательные натуры, не желающие особо напрягаться в жизни, не умеющие держать удары судьбы, ненавидящие закон и порядок и предпочитающие жить в созданной ими реальности и бежать о трудностей.

И вот эти два «прекрасных» человека встретились и решили создать семью, родили четверых детей и начали воспитывать их, как умели. Жизнь детей с каждым переездом, с каждым скандалом, с каждый голодным днем становится все хуже. Но они растут, учатся, познают мир и постепенно их безусловная вера в родителей улетучивается, они разочаровываются и принимают решение уйти из семьи… Во время прочтения иногда создается неоднозначное впечатление: ты, вроде, презираешь нерадивых родителей, но нельзя сказать, что они совсем не старались, что они невежественные люди или лишены интеллекта, наоборот в книге они показаны неординарными, интересными личностями, с которыми, наверно, было бы неплохо провести вечерок за разговорами о политике, философии, истории, искусстве… И появляется сочувствие к ним и сожаление, что так все у них сложилось. Ведь, было в жизни этой семьи и хорошие моменты, было чувство взаимопомощи. И точно была любовь. Как мне показалось, именно это в итоге и сыграло решающую роль в будущей жизни детей.

Замечу, что концом я не разочаровалась и не пожалела, что дочитала книгу, она заставила задуматься о семье, о воспитании, о том, чем приходится жертвовать и что жалость к себе – это одно из самых разрушающих чувств на свете.

 

«Весь невидимый нам свет» Энтони Дорр

В 2014 году роман получил Пулитцеровскую премию и это стало одной из причин, почему мы выбрали его для обсуждения в книжном клубе «В ожидании Кафки». И, как ни странно, мнение о книге сложилось неоднозначное.

Роман рассказывает о взрослении двух совершенно разных детей. Девочка – ослепшая дочь ключника парижского музея, мальчик – сирота из немецкого шахтерского городка. Основное время действие – конец 30х – начало 40х годов XX века, то есть Вторая Мировая война. Эти дети растут в особенных условиях, по разным сторонам баррикад, оказываются в эпицентре событий и их судьбы в итоге пересекаются. Она – олицетворение всех жертв, по-своему борющихся за свободу. Он – олицетворение главного агрессора, но в роли слабохарактерного парнишки, который оказался в условиях, когда должен подчиняться фашистской машине и творить зло. То есть его история – это та самая история, которая служила оправданием многим немецким солдатам. Занимательно с научной точки зрения было читать, как немецких мальчиков превращали в чудовищ, как их заставляли лишаться всего человеческого, и, как ни странно, все это действие происходило в каком-то замке-школе, который был невероятной красоты и располагался где-то в горах. В общем-то, все повествование от жутких картин войны иногда переходит в какую-то немного волшебную реальность. Например, линия с проклятым камнем, который делает его обладателя бессмертным, но обрекает на одиночество. Или странный дядюшка-затворник с удивительными книгами и механизмами. Или опять же этот замок. Ты как будто читаешь книгу из мира, похожего на мир фильма «Лабиринт Фавна». Все это вместе с нелинейным сюжетом создает определённую таинственно-магическую атмосферу, что делает книгу привлекательной и поначалу увлекает. Однако послевкусие какое-то тусклое.

Во-первых, нет развитие персонажей. Как будто они совсем не растут и их сознание не изменяется. Есть, конечно, определенные изменения у мальчика, если проследить его поступки. Но и на войне, и в приюте, где он живет с сестрой, он как будто не меняется, как будто застрял в одном возрасте. У девочки вообще не видно взросления. И вряд ли это была авторская задумка, скорее недоработка.

Во-вторых, для меня осталось не дотянутой идея с драгоценным проклятым камнем. Получается, все его назначение, чтобы судьбы детей переплелись. Зачем же тогда наделять или не наделять его каким-то магическим значением? Для того, чтобы украсить повествование? Тогда это диалог с читателем, как с не очень далеким человеком.

И в–третьих, в книге есть некоторые фактические ошибки, которые нашли участники нашего клуба, и некоторых они действительно смутили. К тому же многим не понравилось, как автор показал русских. Честно говоря, я не считаю, что нужно оправдывать какую-либо жестокость и применять двойные стандарты. Если наши солдаты так вели себя, а они это делали, то не нужно теперь это отрицать. С другой стороны, это война и все на ней были животными, а в книге таковыми показаны только русские, другие же армии – это добрые и милые освободители. Это, конечно, однобокий и немного оскорбляющий взгляд.

Книгу стоит прочитать из-за атмосферы и не очень обычного сюжета для книги о войне, ну или хотя бы для того, чтобы поспорить со мной.

 

Джон Хардинг «Флоренс и Джайлс»

«Флоренс и Джайлс» — книга не о семье и не о воспитании в обычном его понимании. Но детство и определенные проблемы взросления здесь есть. Эта книга, скорее, о детской фантазии, но для взрослых.

Книга о девочке подросткового возраста, которая живет в большом богатом доме вместе с младшим братом и слугами, читает тайком много книг, недолюбливает гувернанток и дружит с влюбленным в нее долговязым соседом. Сплошная милота.

Поначалу все действительно очень приторно. Тебе нравится эта умная, сообразительная девочка, ты жалеешь ее, ведь родители у нее погибли, дядя не разрешает читать и учиться, что она любит больше всего, кинул несчастных детей и даже не навещает их… А потом начинается сумасшедший дом. Причем ты оказываешься в голове психа и не сразу понимаешь, что это псих. Ощущение необычное.

Книга на один-два вечера. В ней нет какой-то глубокой морали, но сознание она будоражит. В конце ты и ужасаешься с какой расчетливой холодностью идет такое жуткое повествование, и одновременно смеешься, представляя, как автор сидел и придумывал все это.

Развязка действительно непредсказуемая, но не ожидайте, что книга произведет какое-то серьезное впечатление на вас. А стоит ее прочитать для того, чтобы понять, почему ее все-таки не стоит читать подросткам с неуравновешенной психикой.

 

«Полубрат» Ларс Соби Кристенсен

«Полубрат» был написан в 2001 году норвежским писателем и переведен на русский язык где-то в 2006. Так что это относительно старая книга, по сравнению с остальными. Несколько лет назад мы его обсуждали в нашем книжном клубе. Помню, когда читала роман, меня переполняли эмоции: от сострадания до омерзения. После прочтения, так и захотелось сказать: жизнь – тлен. Так что, если ищите позитива – эта книга не для вас.

Но если вам нужны сильнейшие эмоции, проникающие в самые глубины сознания, то этот роман стоит прочитать. Эта чувственная, искренняя, переполненная тоской и печалью книга. Бросить ее читать невозможно, ты как будто тем самым предашь ее героев, которым и так совсем не сладко. Хочется, чтобы они наконец-то вылезли из нескончаемых страданий и зажили счастливо, но несмотря на редкие радостные события, счастье для них – понятие далекое.

«Полубрат» — это семейная сага. Для меня Кристенсен стал вторым Маркесом, а «Полубрат» —  это «100 лет одиночества» по-скандинавски. Здесь тоже очень яркие персонажи, с по-своему страстными характерами, несколько поколений, немного мистики и много психологизма.

Повествование ведется от лица мальчика, который воспитывается сильными женщинами: прабабушкой, бабушкой, матерью. Растет он вместе с хмурым и жестоким старшим братом. И иногда в доме появляется отец, харизматичный мужчина очень маленького роста без нескольких пальцев на руке. Все они испытали тяготы Второй мировой войны: потери, страдания, насилие, бедность, но они выживают, как могут. И все это вместе со страшными семейными тайнами они несут в себе. Мальчик растет в этой атмосфере, взрослеет, создает свою семью, но и как все остальные не может быть полностью счастливым. Они как будто прокляты, их связывает прошлое, где не все так прозрачно и понятно. Разгадку читатель может только предполагать. И этим книга привлекательна для меня: автор не разжевывает все подробности и читатель знает лишь то, что знает сам герой, а об остальном только догадывается.

Книгу стоит прочитать, чтобы испытать необычные и сильные эмоции, погрузиться в этот темный, дождливый, скорбный мир, пережить его, а потом закрыть книгу и отпустить. И еще в романе много Норвегии и совсем не такой, какой мы ее представляем, так что если вам интересна эта страна, прочитайте «Плубрата».

 

Буду рада вашим комментария, отзывам и рассказам о других книгах на похожую тему современных авторов.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments