Наталья Гервиц: о тайнах «Зеленой двери» и школьных «стен»

Наталья Гервиц, молодая, интеллигентная девушка, два года назад закончившая физфак МГУ, сегодня является совладелицей «кафе-не кафе» с поминутной оплатой «Зеленая дверь» в самом центре столицы.

Найти это загадочное место в первый раз было не очень легко, но когда после нескольких поворотов мы оказались перед ярко-зелеными воротами, стало ясно, что мы на правильном пути.

Наталья встретила нас как гостеприимная хозяйка и сразу же устроила экскурсию. Помещение оказалось очень уютным, привлекательным, функциональным, с интересной архитектурой. Мы прошли по просторному залу со столиками, посидели в мягких креслах-мешках, погладили местного котика на кухне, оценили оригинальные стулья в библиотеке. Нас угостили чаем и печенками. Обстановка располагала к беседе.

И действительно разговор получился насыщенным. Мы обсудили не только глобальный проект «кафе-не кафе», но и острые вопросы образования, в которых Наталья, кстати, очень хорошо разбирается, будучи также учителем физики в школе.
Честно, признаюсь, я о такой учительнице в школе только мечтала…


— После такой занимательной экскурсии, сразу хочется спросить, как весь этот проект зародился?
— Я не буду говорить, что именно мы придумали идею поминутной оплаты. Естественно в Москве сейчас появляется много таких заведений. И за границей тоже есть подобные места. Я впервые побывала в таком кафе в январе этого года, когда была в Израиле. Мне очень понравилось. Потом я узнала, что и в Москве есть похожие места. А мы решили создать место с таким же принципом почасовой оплаты, но где каждый мог бы найти что-то для себя. В итоге нас собралась компания единомышленников: я, мой молодой человек, его друг, девушка его друга и дядя его друга. Идея пришла к нам в январе, а открылись мы 27 апреля.

— А как ты думаешь, почему места такого формата сейчас так популярны?
— Я думаю за таким форматом будущее. Сейчас люди стали скромнее. Все эти пафосные места становятся не актуальными. Хочется более уютной, домашней обстановки, где можно собраться с друзьями, пообщаться, поиграть, поэтому пошла и волна настольных игр. Кстати, во многих кафе играть в них запрещено. А у нас можно.

— Почему «Зеленая дверь»?
— Я проводила опрос у себя на странице «В контакте», где предложила друзьям проголосовать за понравившейся вариант названия. Там были «Бирюльки», было «Треугольное колесо», была и «Зеленая дверь». Хотелось что-то совсем андеграундное. В итоге выбрали «Зеленую дверь». Это литературная метафора, она встречается оказывается у Макса Фрайа, но его я не читала. Я читала Уэллса и О’Генри. У них тоже есть рассказы «Зеленая дверь». Например у Уэллса герой видит зеленую дверь, заходит в нее и попадает в совершенно изумительный мир, а потом он всю жизнь ищет эту «зеленую зверь». У О’Генри тоже интересная история: герою выдали листовку с надписью «зеленая дверь», он сначала не понял, что это, потому что все получали другие листовки. В итоге он вошел в какой-то дом, нашел зеленую дверь, а там встретил девушку, в которую влюбился. Оказалось, что листовка была рекламой театра, и все двери в нем были зеленые…

— То есть ваше название с серьезной концепцией…
— Да, и мы решили создать место, где нам всем было бы комфортно находится. Конечно, нам хочется много посетителей и массовости, но с другой стороны, хочется и определенной закрытости, чтобы, когда человек приходил сюда, он чувствовал дружескую и доверительную атмосферу здесь.

— Мне кажется, всех интересует, как такие молодые люди, как вы могли создать такое место, да еще в центре Москвы. Много у вас было вложений?
— Скажем так, когда мы говорим сумму, люди удивляются, что получилось немного. Но я вложила свои сбережения, кредит я не брала. Ребята тоже.

— То есть среднестатистический молодой человек с этим справиться может?
— Среднестатистический молодой человек, который работал во время учебы в институте, жил с родителями и откладывал деньги – да!

— Как вы выбрали место?
— Выбирали все вместе. Искали несколько месяцев. Хотелось что-то именно в этом районе, в центре. Здесь много офисов и люди могут прийти после работы, много разных кафешек и клубов, например, после клуба у нас можно отдохнуть и подождать открытие метро. Сейчас в выходные мы работаем круглосуточно, думаю, что скоро и в будни так же будем работать. Когда мы увидели это место, нам всем здесь очень понравилось, мы мало, что переделывали, хотели сохранить его самобытность.

— У вас очень уютно, много разного, функционального пространства. Кто занимался оформлением и дизайном?
— Этим занималась я, но я много советовалась с друзьями, принимала во внимание их мнение. Мы хотели создать разные миры, где всем было бы удобно, это и игровой зал, и библиотека, и кухня, и просто место для отдыха. Мне также помогала моя подруга Ира, она дизайнер и художник, у нее очень хороший вкус. Сейчас она отвечает за наше выставочное пространство. Еще не все до конца обустроено, например, пока мы доделываем библиотеку, там будут книги по политологии, психологии, философии, истории. Ей занимается Василий – удивительный, интереснейший человек, путешественник, востоковед. Он также отвечает за многие мероприятия у нас в кафе. Иногда люди приходят просто пообщаться с ним.

— Очень интересная команда. Вам легко работать всем вместе, особенно со своими друзьями?
— Не всегда. Иногда я говорю: «Все извините, я пойду». И иду отдыхать от всех. А потом проходит пару часов или пару дней и все налаживается. Понятно, что у всех разные мнения, свои вкусы. И когда все плотно общаются друг с другом, бывает сложно. Нужно отвлекаться. Раньше, я с ужасом смотрела на ребят, работающих вместе, когда они приходили на вечеринки и начинали обсуждать дела. Сейчас я замечаю, что сама также делаю.

— Ваш проект даже трудно назвать просто кафе, у вас столько идей и мероприятий, расскажи подробнее?
— Мы долго думали, как назвать себя и назвались «кафе – не кафе». У нас можно поиграть в настольные игры и приобрести их. У нас проводятся разные лекции, мастер-классы, ночные сеансы кино с обсуждениями, пикники во дворике, будет кружок рисования для детей, опять же, открывается библиотека. А впоследствии в выходные дни будем устраивать чтения вслух для детей. Мы также предоставляем молодым художникам возможность выставляться у нас. Еще планируем проводить концерты и много всего…

— А как вы рекламируете себя?
— Через друзей, друзей друзей, сделали группу в контакте, начали рекламировать события и пошло-поехало.

— Кто был вашим первым посетителем?
— Это был мой старый друг, он пришел и сказал: «Как в детстве. Мы в таких двориках собирались после школы и болтали обо всем».

— У вас такая интересная кухня, она располагает к типично кухонным посиделкам и разговорам о смысле жизни или политике. У вас оппозиционеры не собираются?
— (Улыбается) Только никому не говорите, но во время последнего митинга, у нас прятались некоторые его участники.

— То есть «Зеленая дверь» — это либеральное место?
— Скажу так, я сейчас болею и простыла я 6 мая на Болотной…

— Выздоравливай. А чем-то еще кроме кафе ты занимаешься?
— Да, я учусь в аспирантуре физфака и преподаю 5 классам физику в школе №57. Я сама там училась и очень люблю эту школу.

— И как началась твоя преподавательская деятельность?
— Началось все интересно. Конечно, когда я училась в школе, я совсем не хотела быть учителем. И мы всегда думали: «Кто вообще становится учителями??» (улыбается). Но уже в институте как-то мой одноклассник, который тогда работал в нашей школе, предложил помочь в проведение олимпиад по физике. Я согласилась. Потом он попросил подменить его, когда уезжал. А впоследствии, когда он решил совсем поменять работу, я начала работать на его месте.

— Тебе нравится?
— Да мне нравится учить детей. В процессе работы я поставила себе голос. Раньше я говорила очень тихо.

— Трудно работать с детьми?
— Да, но интересно. Дело в том, что у меня специфический предмет – физика в 5 классе. Это скорее, естествознание или физика-география. У детей большой проект, над которым они работают целый год. Они придумывают материк. Лепят его из пластилина, подкрашивают реки, сушу. Рисуют карту материка. А потом они прикрепляют материк на глобус, изучают климатические зоны и соответственно им населяют его живыми существами, которые затем эволюционируют. Дети выступают и все объясняют.

— Действительно интересно. Жаль, что в моей школе такого не было.
— У нас очень хорошая школа, со своими традициями.

— Ты бы хотела работать там постоянно?
— Не знаю насчет постоянно, но пока мне бы хотелось продолжать и держать себя в тонусе.

— Вчера, после «прогулки литераторов», мы обсуждали уровень образования в России. И пришли к выводу, что в наших школах и других учебных заведениях не достаточно учат самостоятельно рассуждать, логически мыслить, а следовательно делать самостоятельные выводы. Что ты думаешь по этому поводу?
— Я уверена, что если ребенок мотивирован на то, чтобы получить знания, он их получит. Но очень важно еще и начальное воспитание в семье…

Что можно сказать про образование в целом… Возьмем Америку (конечно, я не говорю, что это идеальный пример). Там далеко не у всех высшее образование, на котором мы все помешаны. Это не жизненно необходимая для человека вещь. И она не нужна ему, чтобы логически мыслить, рассуждать, иметь собственное мнение и при нормальной экономике достойно жить и получать хорошую зарплату. А у нас получается высшее образование ничего не стоит. Куча институтов, где люди не учатся, но получают дипломы. И что это за специалисты? А люди, которые реально учатся и разбираются не могут найти себе работу…

— А что думаешь по поводу платного школьного образования?
— Это ужасно. Это катастрофа. Во-первых, уровень образования упадет, произойдет еще большее расслоение общества. Во-вторых, нас еще летом предупредили, что зарплата учителей будет оплачиваться родителями. Кто после этого пойдет работать учителем?

— Недавно я посмотрела очень хороший фильм — «Учитель на замену» — и задумалась о профессии учителя. Ведь наши учителя, какие бы они не были профессионалами, иногда довольно пофигистически относятся к своей профессии и к детям, которых они обучают. И это ведь серьезная проблема, которая также влияет на качество образования.
— Конечно! Некоторые учителя отрабатывают для галочки и это печально. Нужны перемены. Например, отменить политическую пропаганду в школах. Я считаю, что ее не должно быть вообще.

— А она есть?
— Во многих школах. Например, распространяются листовки, детей целенаправленно выводят на митинги, учителя проводят определенные беседы с детьми. Этого быть не должно. В нашей школе №57 это запрещено. У нас очень хорошая старейшая школа Москвы, которая всегда стояла особняком в таких вопросах.

— По тебе можно сказать, что из этой школы выходят достойные люди (смеемся). Скажи, пожалуйста, сейчас ты являешься одним из руководителей серьезного проекта. Ведь «Зеленая дверь» по вашей задумке – это очень масштабное дело. Как ты себя ощущаешь в руководящей роли?
— Довольно комфортно. Как-то так получалось, что я всегда оказывалась лидером: в школе и в университете была старостой.

— И последнее – самые трудные трудности для тебя сейчас – это…?
— Страх… и очень спать хочется.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments
dianna_21
2012-06-04 11:06:59
Как мне нравятся ваши герои. Что ни девушка, то красавица и умница.
people_on_plate
2012-06-04 12:06:27
мы ответственно подходим к выбору))