Ольга Свиблова о репортажной фотографии, о гражданской позиции фотографов и о высоком уровне зрителя

Известно, что фотографов сегодня много, однако хороших фотографов, которые умеют без лишней обработки превратить фотографию в настоящее искусство, встретить довольно сложно. В начале февраля в Мультимедиа Арт Музее на 11 церемонии закрытия конкурса «Серебряная камера» награждали именно таких мастеров.

«Серебряная камера» — конкурс репортажной фотографии о Москве. Здесь рассматривается не одна работа, а целая серия (от 7 до 15 фотографий), в которой должна быть своя история. В этом заключается и сложность, и оригинальность, и привлекательность конкурса, как для участников, так и для зрителей.

Награждение проходило как обычно в трех номинациях: «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». В каждой из них присуждалось гран-при в размере 5 тыс у.е. В этом году гран-при получили: Георгий Первов и его проект «Человеческий пейзаж», Анатолий Белясов и его серия фотографий «Обычная выставка» и Владимир Вяткин за потрясающе выразительную серию «”Валькирия” Рихарда Вагнера в крупных планах американского дирижера Кента Нагано».

Состав жюри был довольно разнообразным: от профессиональных фотографов и кураторов до представителей спонсоров, которые вручали свои дополнительные призы: закупка работ в фонд музея МАММ, стажировки в Париже и Дюссельдорфе, а также публикации серии в журнале «Фото и видео».

Победителями были признаны не только мэтры фотографии, такие как Владимир Вяткин, но и начинающие молодые ребята, которые только-только переходят в разряд профессионалов, например как 23-летний  Андрей Калмыков, выигравший приз зрительских симпатий за свою серию фотографий «Один день из жизни лавочки».

Об этом и о других особенностях конкурса в этом году нам рассказала основатель «Серебряной камеры» и директор МАММ Ольга Свиблова:

— «Серебряная камера» — это конкурс фоторепортажей. Скажите, пожалуйста, в отборе серий для Вас главное идея или ее техническое воплощение?
— И то и то. Когда мы отбираем, мы смотрим как минимум на три параметра. Во-первых на историю. Темы должны быть новыми, актуальными, интересными. В каждой теме нужно искать другой взгляд. Во-вторых, нам важно как концептуально автор решил выбранную тему. В теме должно быть развитие. Это серия. Как в кино или литературе, важны завязка, кульминация и развязка. Также нужно учитывать монтаж кадров. Это единая история. Так работали самые известные советские фотографы. И этому необходимо учиться. Ведь после войны фоторепортаж исчез почти во всех СМИ, кроме «Огонька», наверно. И в-третьих – как отпечатана работа. Иногда я вижу отличную серию, но не могу ее повесить на стену из-за плохого качества печати.

— Для Вас как для члена жюри отбор дается сложно?
— Да, конечно. Надо учитывать, что в жюри все люди разные со своими взглядами и предпочтениями. Среди участников много очень достойных работ. В этом году нам пришлось отбирать участников среди 5 тысяч присланных серий. А победителей среди тысячи лучших. Признаюсь честно, в последний день мы сидели до двух ночи. И когда я вернулась домой, я даже забыла, кто у нас все-таки победил.

— Сейчас очень модно подводить итоги 10 лет, 11 лет и в политике, и в других сферах. Конкурсу «Серебряная камера» уже 11 лет. Что можно сказать о репортажной фотографии сегодня по итогам конкурса?
— С уверенностью можно говорить, что растет уровень фотографов, растет уровень тем, которые они поднимают, но что самое важное, растет уровень и зрительской аудитории. Мне очень нравится, что не только мэтры фотографии, но и молодые авторы обращаются к темам, которые не лежат на поверхности. То, что, например, всегда было в Европе начинает появляться и у нас – это гражданская позиция автора. Она начинает пролезать не только у тех, кто знает свет, кадр, а у молодых. Мне кажется это здорово.

— Вы сказали про рост уровня зрительской аудитории, это видно по призу зрительских симпатий?
— В этом году приз зрительских симпатий был непредсказуем, потому что обычно зрители выбирают что-то розовенькое, пушистенькое, позитивное. В этом году у нас было два чемпиона. Володя Мишуков, который несколько раз становился лауреатом «Серебряной камеры», чуть-чуть по голосам отстал от Андрея Калмыкова, самого молодого автора из тех, кто был представлен в номинациях. Его проект «Один день из жизни лавочки» показывает реальную жизнь, снятую очень тонко, внимательно и даже бесхитростно. Это кинематографически срежиссированная серия про то, что реально происходит с людьми в метро. И одновременно работы Владимира Мишукова «Близкие люди», портреты людей с ограниченными возможностями, с синдромом дауна, показанные с такой теплотой, с таким удивительным взглядом, что ты понимаешь, что это не просто такие же люди, как мы, это счастливые, другие люди. Совершенно другой взгляд – не на убогих, не на калек, а на людей, которые нам дают другой мир и нас обогащают. Это очень трепетно, что люди проголосовали за эти две серии. Люди выбрали настоящее, а не симпатичное. Это колоссальный сдвиг зрительской аудитории, чему я очень рада.

— Значит как-то поменялось целевое назначение конкурса?
— В принципе нет. Основные задачи остались такими же, как и 11 лет назад.  Нам важно сохранить истории Москвы в фотографиях, создать определенную фотолетопись. Также мы поддерживаем фотографическое сообщество города и открываем новые имена. За это время было много случаев, когда никому неизвестные начинающие фотографы после участие в «Серебряной камере» становились профессионалами в репортажной фотографии и сейчас работают в ведущих СМИ. Другие наоборот ушли в искусство.

— Ольга, расскажите, какой сюрприз вы, как представитель организаторов конкурса готовите в следующем году?
— В следующем году при поддержке Правительства Москвы и МАММ у «Серебряный камеры» появится «старший брат» — конкурс «Золотая камера», куда будут отбираться фоторепортажи не только из Москвы, но и со всей России.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments