Ольга Москвина: «В жизни полно волшебства, глупо его избегать!»

В работе кукольника, определённо, есть что-то волшебное, мистическое. Ведь под твоими руками рождается новое существо с собственным характером и собственной жизнью. Поэтому кукольник не может быть обычным человеком, он всегда знает что-то, скрытое от других.

Оля сама похожа на куклу. Как будто её саму вылепили из фарфора. Как будто она сама пришла из сказки. На самом же деле, Оля делает удивительно красивых кукол, к которым относится чересчур строго. А ещё, она создаёт невероятные фото-образы. И трудно поверить, что можно так перевоплощаться. Что воздушная девочка, сидящая передо мной, и девушка-демон в одной из Олиных фотосессий – это один и тот же человек.

Какая же она на самом деле, Оля Москвина?

 

 Давно ты делаешь кукол?

На самом деле, нет. Когда я училась на первом курсе, я увидела кукол Лиды Снуль. Моя подруга была на кукольной выставке в Москве и там увидела Лидину куклу Офелию. Она была очень похожа не меня – тоже рыженькая. Подруга прислала мне ссылку на эту куклу, а Лиде прислала ссылку на меня. Мы начали общаться, подружились, и я поняла, что шарнирная кукла может быть душевной. До этого я в колледже занималась авторской куклой, но мне не очень нравилось, у меня плохо получалось лепить, я терпеть не могла шить. Зато теперь очень люблю и то, и другое. Я поняла, что хочу этим заниматься, и пошла к Лиде на курсы. После того, как я сделала свою первую куклу, я решила, что мне нечего больше делать в университете (я училась в Политехническом университете на факультете графического дизайна), что я хочу заниматься только шарнирными куклами. Я их люблю больше, чем статичных. Статичные куклы – скорее статуэтки, пылесборники, а шарнирные куклы – игровые.

 Сейчас ты занимаешься только куклами?

Да. Ещё немножко из кожи делаю, но уже редко.

 Долго ты училась делать кукол?

Два месяца. Поскольку мне очень хотелось закончить этот курс, я закончила его через два месяца. А есть люди, которые до сих пор его не закончили!

 Но ты же уже умела шить, рисовать, да?

Да, до этого я четыре года отучилась в колледже на отделении декоративно-прикладного искусства, потом в университете, поэтому я имела представление о человеческих пропорциях, умела рисовать, занималась художественной обработкой кожи, флористикой… Но первая кукла у меня всё равно вышла не очень.

 Расскажи о ней!

Конечно, когда я её делала, я была в полном восторге от себя и от того, что я делаю. Но когда я сделала вторую куклу, я поняла, что первая была убожеством. Это была девочка-альбинос. Я назвала её Олвен. По-эльфийски это означает «девушка мечты».

 Сейчас она у тебя?

Сейчас она разобрана, потому что однажды разбилась. Я её склеила. Но после этого я поняла, что она мне абсолютно не нравится, и я не хочу её больше видеть.

 А в детстве ты любила играть в куклы?

Конечно. Я знаю, что многие девочки говорят, что играли в машинки и любили мальчишеские игры. Я любила играть в куклы. Мама шила наряды, я тоже шила им наряды, и мне это очень нравилось. У меня была одна очень красивая кукла Барби, которую бабушка мне выиграла на поэтическом конкурсе. Я играла, наверное, до третьего класса.

 Всего-то?

Да, потом как-то перестала. И только через много лет снова к куклам вернулась. Я люблю, как выглядят куклы, всегда любила. Но в колледже они у меня не получались. Наверное, потому, что мотивации не было никакой. Не было – хочу и всё! У меня после колледжа была начата одна кукла, но я её так и не доделала. Когда у человека есть мотивация, он может всё. Человек вообще может всё, что он хочет, я считаю.

 Даже такой человек, как я, который не умеет ни шить, ни рисовать может пойти на курсы и научиться делать кукол?!

Ну, в общем, да. Конечно, качество будет не очень высоким. Но я думаю, мало у кого первая кукла получается такой, которая бы нравилась ему через 50 лет.

 Ты говорила, что занималась авторской куклой, но тебе не нравилось. Почему?

Не знаю. Не хватало чего-то. Когда я лепила, у меня ни руки, ни ноги не получались вообще, лица были какими-то мужеподобными. И минус статичной куклы в том, что ей нельзя играть. Ну поставишь ты её на полку, и что будешь с ней делать? Смотреть на неё? Ну, здорово.

 Неужели, куклы, которые ты делаешь, для игры? Они же авторские, коллекционные.

Если хочется, их хотя бы можно поставить в другую позу. Ну и я регулярно с ними играю. Просто нужно быть аккуратным.

 

А как ты относишься к куклам, которые очень похожи на младенцев? Они сейчас очень популярны.

Я не очень хорошо к ним отношусь. Я просто этого не понимаю. Может быть, потому, что у меня нет своих детей. Но мне кажется, что они такие реалистичные, что немножко страшно.

 Я не знаю, насколько корректен мой вопрос. Наверное, это всё равно, что просить фокусника объяснить фокус, но всё-таки ты можешь рассказать, как рождаются куклы? Как возникает образ? Ты видишь куклу целиком или начинаешь делать, и она сама ведёт тебя?

Сначала возникает образ, но я его не вижу целиком, процентов на 50. Я думаю — это будет девочка в лисьей шапочке, а это – земляничная фея. Кстати, земляничную фею я придумала, когда была на кукольной выставке и увидела красную ткань в мелкий-мелкий белый горошек. Она мне очень понравилась, и я подумала – это для Земляничной феи! (Показывает уже готовую голову Земляничной феи – прим.ред.).

 А почему она рыжая и с веснушками?

У меня самой слабовыраженные веснушки. И вообще, мне очень близки все рыжие люди. Я сама рыжая (улыбается). Я не знаю, как чувствуют себя русые, брюнетки, блондинки. Я никогда не красила волосы. Зато я прекрасно знаю, как чувствую себя рыжие.

 Как?

Наверное, к рыжим людям особое отношение с детства. Сначала тебя дразнят, и ты ненавидишь свой цвет волос. В 14 лет я хотела покраситься в чёрный, но мама не разрешила. Потом ты понимаешь, что у тебя есть определённая задача. Что люди воспринимают тебя, как маленький солнечный зайчик. И ждут от тебя либо какого-то бесовского поведения и стервозности, либо чего-то милого и тёплого. Я больше подхожу ко второй категории, стервозность совершенно не моё. Зато милые вещи я очень люблю делать. Хотя, хотелось бы от этого отойти и немного повзрослеть. Но пока не получается.

 Вернёмся к куклам. Ты делаешь кукол для себя?

Поскольку через некоторое время я начинаю их ненавидеть, мне очень хочется от них избавиться. Я вижу их недостатки, меня это очень удручает и расстраивает, и хочется сделать что-то новое.

Ты перфекционист?

Да. Мне очень важно делать всё качественно. Для себя я могу делать, как угодно, мне всё равно. Но если я делаю для кого-то, я знаю, что мне надо выложиться на все сто. На все сто, которые я сейчас могу вложить в это. Конечно, следующие работы будут лучше и лучше. Мне надо знать, что я выложилась максимально.

Сколько времени уходит на одну куклу?

Самый-самый минимум, который у меня был, – это месяц. Но это я не спала ночами последнюю неделю, и было очень тяжело. А вот полтора месяца – это хороший срок.

 Ты участвуешь в выставках?

Пока я участвовала только в одной выставке со своей первой куклой как ученица Лиды Снуль. В будущем, конечно, хотелось бы представить несколько своих кукол на какой-нибудь выставке, покорить общественность (улыбается).

Ты можешь как-то охарактеризовать свой стиль, своих кукол? Какие они?

Пока что просто очень милые. Как мне кажется (смеётся). Я стараюсь вкладывать в них частичку души.

 Ты чувствуешь в работе кукольника что-то мистическое? У кукол же есть свой характер, своя история…

Конечно, когда ты лепишь лицо, ты продумываешь характер, решаешь, какая это кукла – весёлая или грустная. Я очень люблю грустные лица, но, мне кажется, грустную куклу не каждый захочет купить. А мне нравятся задумчивые и несчастненькие, которых хочется пожалеть.

 А не бывало такого, что ты, например, хочешь сделать куклу задумчивой, а она выходит совсем другой?

Иногда бывает, что думаешь об одном лице, а получается немножко другое. Или совсем другое. И тебе оно нравится, поэтому ты не хочешь его переделывать.

Помимо кукол, ты делаешь вещи из кожи. Как ты пришла к этому?

 

Кожей я начала занимать в колледже. Это моя специальность – художественная обработка кожи. Я вообще получаю колоссальное удовольствие от ручного труда. Поэтому я и ушла из университета – там этого практически не было. Мало живописи, мало рисунка, много компьютера. Когда я вкладываю много сил в ручной труд, а потом понимаю, что у меня была только идея, а теперь это реальная вещь, которую можно пощупать, я чувствую удовлетворение. Но от кукол я чувствую ещё и счастье.

Ещё одна моя отдушина – это занятия академическим вокалом. Я всегда мечтала петь, мне страшно это нравится.

 Ты хочешь петь просто для себя? Или дальше развиваться в этом направлении?

Пока что для себя. Может, если достигну каких-нибудь внушительных успехов, я подумаю, что можно сделать с этими навыками.

 Судя по тому, какой ты перфекционист, ты хочешь петь минимум, как оперная певица!

Как минимум, я хочу петь, как моя преподавательница. А она оперная солистка (смеётся).

Ты вообще легко увлекаешься чем-то новым?

Я легко увлекаюсь и легко бросаю. Может быть, усердия мне не хватает и какой-то стойкости. Но я надеюсь, что с куклами у меня этого никогда не случится.

 Ты участвовала в разных фотосессиях. Ты работаешь моделью?

Это, скорее, моё хобби. Но оно начинает мне всё больше надоедать, потому что съедает целый день, я прихожу домой уставшая и не могу заниматься работой.

Работа профессиональной моделью – это не совсем моё. Я практически ничего не знаю о моде, это чуждый для меня мир.

Но, тем не менее, у тебя очень интересные образы. Как это всё началось?

Однажды на улице ко мне подошла девушка и сказала: «Неужели тебя ещё никто не фотографировал?! Я вижу в тебе Герду!». Той съёмки так и не случилось, но через пару месяцев ко мне подошла ещё одна девушка, знакомая моей знакомой, и тоже предложила пофотографировать меня. Я стала выкладывать фотографии, мне стали предлагать съёмки. Сама я никогда на них не напрашивалась.

 Как рождаются образы для фотографий?

Как правило, это задумка фотографа. Я могу привнести в них что-то из своего характера. Хотя, мне очень нравится играть совершенно противоположных мне личностей, немножко демонических. Так же и в пении. Я очень люблю арию Демона.

То есть, в модельном направлении ты двигаться не хочешь?

У меня нет будущего в этой сфере.

Почему?

Потому что с моими принципами никто не захочет со мной работать.

А что у тебя за принципы такие?

Я не снимаюсь в коротких юбках, в чём-то полупрозрачном, в каких-то пошлых образах. Мне это не близко, мне это не нравится, и моё тело принадлежит только одному человеку – моему мужу. Я никогда не поступлюсь этими принципами.

 Но ведь необязательно же сниматься в таких образах.

Работа модели подразумевает, что ты согласна на всё, что тебе предложат. Если ты не согласна на что-то, ты платишь неустойку.

 А как ты относишься к тому, что фотографии, выложенные в интернет (особенно, художественные фотографии) «разбегаются»? Люди сохраняют их себе, и выкладывают в своих блогах, социальных сетях…

Раньше я делала вид, что меня это раздражает, и что я хочу, чтобы подписывали имя фотографа и моё имя. На самом деле, мне всё равно. Я очень рада, что мои работы кого-то вдохновляют, приносят кому-то положительные эмоции. Для этого они и делаются. И мне совершенно, неважно, подписано под фотографией моё имя или нет. Я делаю это не для того, чтобы меня знали. Хотя, как показывает практика, практически в любом обществе, в которое я прихожу, хотя бы один человек меня где-то видел. Я это делаю, чтобы приносить людям радость.

 А что приносит радость тебе? Кроме работы.

Я очень люблю гулять. Я обожаю путешествовать, люблю разговаривать с людьми. Мне очень нравится находиться в обществе, потому что я всегда узнаю много нового и мне есть, что рассказать другим людям. Товарищи прозвали меня бессменной ведущей программы «Интересные и бесполезные факты». Мне всегда есть, что рассказать, и я люблю послушать других. Конечно, интересно получать новые впечатления. Недавно я выбралась в поход своей мечты. Там никто не напивался, люди пели песни у костра, были всякие конкурсы, мы собирали грибы и ягоды, просто гуляли… Люди занимались тем, что приносит им радость, без саморазрушения. Это было просто замечательно!

 Ты любишь сказки? Мне кажется, ты должна их любить!

В детстве я терпеть не могла читать и сказки не очень любила. Но когда я поступила в университет и оказалась в компании людей, близких мне по духу, занимающихся тем же, чем я, я начала верить в волшебство и полюбила сказки. Так что сейчас у меня второе детство, в которое я впала не так давно. Сейчас я понимаю, что в жизни полно волшебства и глупо его избегать.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments
watcher
2012-10-01 10:53:38
Очень интересная сатья и работы! самое главное что нужно учитывать предворительно любое существо с собственным характером и собственной жизнью! И заниматься тем что приносит радость!
watcher
2012-10-01 10:53:53
Очень интересная сатья и работы! самое главное что нужно учитывать предворительно любое существо с собственным характером и собственной жизнью! И заниматься тем что приносит радость!
Лида Снуль
2014-07-19 23:24:08
Солнышко мое!
Лида Снуль
2014-07-19 23:24:23
Солнышко мое!