Впечатления Театр

«Лёля и Минька» в РАМТе. Любить, жалеть, вспоминать…

Как и многие, я отношусь к экранизациям и инсценировкам любимых книг с большой опаской. Все люди разные, и режиссёр никогда не расставит акценты так, как надо, не угадает, что именно ты видишь. Да он и не должен.

После того, как в Российском Академическом Молодёжном театре сделали блестящий спектакль по самой важной для меня книге — «Алым парусам» — я полностью доверилась этому театру и ни разу не обманулась.

Рассказы Зощенко о Лёле и Миньке очень важны для меня по двум причинам. Во-первых, с этой книги я начала читать. Мне было 8 лет, и я впервые предпочла книгу телевизору. Я уже почти не помню сюжета, но помню, что я очень смеялась. А во-вторых, у меня самой есть младший брат, которого я в детстве подстрекала на разные сомнительные вещи. Так что я сама немножко Лёля.

Спектакль «Лёля и Минька» Рузанны Мовсесян — это ностальгия. Ностальгия режиссёра, ностальгия героев, ностальгия зрителей. Как будто листаешь старый альбом или смотришь чёрно-белые фильмы из детства. Спектакль и сам практически чёрно-белый. Чёрный рояль оказывается и тележкой мороженщика, и прихожей, где лежат калоши, и мешком, который ребята тащат с собой в кругосветное путешествие, а связка белых шаров изображает новогоднюю ёлку.

РАМТовцы удивительно умеют перевоплощаться, играть лицом, интонациями, выражением глаз. В самом начале Лёля (Анна Ковалёва) и Минька (Дмитрий Кривощапов) взрослые и «даже немного старые» люди. Но уже через несколько секунд, сняв пальто и шляпы, они оказываются детьми, которые пытаются снять с новогодней ёлки ещё одну пастилочку. (Знаете, на этот спектакль стоит идти хотя бы ради того, чтобы услышать и увидеть, с каким выражением Кривощапов произносит это слово — «пастилочку». После каждого спектакля с его участием я думаю: когда же я привыкну к этому актёру, когда же он перестанет удивлять? Но нет, его многогранность с каждым разом поражает всё больше).

Центр истории, центр спектакля — Минька. От его лица идёт повествование и поэтому на всех остальных героев мы смотрим его глазами. Бойкая сестра Лёля — самое живое и яркое воспоминание, мама и бабушка более расплывчатые, они существуют где-то на границе всех историй, но не в них, а отец — это громоподобный голос откуда-то сверху.

Говоря об актёрах, нельзя не отметить замечательного Дениса Баландина. Его роль — «…и многие другие» оживляет спектакль, делает его хоть и грустным, но всё-таки и смешным тоже. Виртуозно меняясь, он оказывается то строгим школьным учителем, то грубоватым, но добрым хозяйским сыном Стёпкой, то коварным старьёвщиком, обманывающим детей…

О чём этот спектакль? В конце повзрослевший Минька сам отвечает на этот вопрос. Он говорит: «Людей надо жалеть и любить. Хотя бы тех, которые хорошие. И иногда дарить им какие-нибудь подарки». Самый трогательный момент в спектакле — когда повзрослевший Минька приезжает к сестре в Симферополь. Много лет ему не давал покоя вопрос, зачем Лёля обманула всех, сказала, что проглотила бильярдный шарик, и притворилась больной. Оказалось, что ей очень хотелось, чтобы её тоже, как и часто болеющего Миньку, жалели и любили. Вот она и сделала, что могла. Повзрослевший Минька хочет дать сестре всю ту любовь, которую не успел в детстве, когда злился на неё, которую не дали строгие родители (хотя никто не скажет, что они не любили своих детей). И вот сорокалетний Минька, как восторженный мальчик в Новый год, начинает дарить сестре, её мужу, их детям подарки. Ведь никогда не поздно показать, что ты любишь человека.

Несмотря на то, что спектакль о детях, он всё-таки не детский. Мне кажется, для детей в нём слишком много условностей — видеть гостей в картонных манекенах, ёлку в воздушных шарах… Хотя, наверное, я не права. Это взрослым нужна определённость, а ребёнок всегда может увидеть барашка сквозь стенки ящика.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments
Введите Ваш ник
2012-11-28 16:22:22
я тоже хочу на этот спектакль! Очень!
Введите Ваш ник
2012-11-28 16:22:38
я тоже хочу на этот спектакль! Очень!