Герой

Лев Каплан: «Художнику нужны дополнительные вериги»

Рисунки Льва Каплана пленяют тем, что от них исходят тишина и спокойствие. Одинокие маяки, пустынные пейзажи, сдержанные цвета, волшебство акварели… На его картинах нет множества деталей, но их почему-то хочется рассматривать долго и вдумчиво. Вернее, не рассматривать. Созерцать.

И такими же спокойными и созерцательными у него выходят и детские иллюстрации. Лев Каплан иллюстрировал «Бременских музыкантов», «Вокруг света за 80 дней», «1001 ночь» и много других. В его детских работах нет мультяшности, попытки заигрывать с детьми. Есть просто талант и желание сделать книгу красивой и по-настоящему сказочной.

Посмотреть работы Льва можно у него в Живом журнале и на сайте. А почитать о них — в нашем интервью!

Лев, расскажите о своём детстве. Как Вы росли? Чем интересовались? Какие книжки любили?

У меня было классическое советское счастливое детство. Причём «счастливое» я имею в виду именно в прямом значении слова. Никакой иронии. Школа, изостудия при дворце пионеров, шахматная школа, художественная школа… Ангина и книги, любовь к жаренной картошке… Учился хорошо, беспроблемно. Книжки любил … разные. «Кондуит и Швамбранию» Кассиля любил, «Старую Крепость» Беляева любил. Жюля Верна любил, «Кортик» и  «Бронзовую птицу» Рыбакова любил. Это если совсем о детстве.

Можете ли Вы вспомнить какие-то иллюстрации, которые произвели на Вас особенное впечатление в детстве?

В детстве иллюстрациями не интересовался, только текстом. Они – иллюстрации — скорее мешали. Ну почему художник за меня решал как должен выглядеть Паганель?! У меня было своё, особое мнение на этот счет!

Вы получили архитектурное образование. Вы считаете себя больше художником или иллюстратором, или архитектором? Или всем вместе?

Я считаю себя, увы, рекламщиком, ибо последние 20 лет работаю в рекламе. И немножко иллюстратором.

 Как пришло решение и желание иллюстрировать книги?

Попросили. Изначально сам никогда не думал. Была выставка графики моей здесь, в Штуттгарте. После выставки подошёл издатель, предложил попробовать проиллюстрировать книгу. Попробовал. Понравилось.

Какую первую книгу Вы проиллюстрировали?

«1001 ночь».

Как складываются отношения с книгами, которые Вы иллюстрируете? Вы чувствуете себя соавтором книги?

Я себя чувствую скорее со-читателем книги. То есть, я стараюсь находиться не по ту сторону, а по эту от книги – возле читателя, а не возле автора.

Над какой книгой было сложнее всего работать? Бывало такое, что герои не получались, не давались?

Нет, такого не было.

Ваши детские иллюстрации не выглядят детскими в привычном понимании этого слова. В них нет какой-то нарочитой весёлости и детскости. Вы делите свою работу на взрослую и детскую?

Нет, не делю. На самом деле мы не знаем, что и как думают дети. И никогда не узнаем. Посему нет для меня рецептов по их обаянию. Да мне это и не нужно. Я делаю книгу для себя . Чтобы мне нравилось. То есть – искренне. Это для меня главное. Именно так можно поделиться чем-то с ребенком. А там – пусть он сам разбирается: нравится ему или нет.

Иллюстрация к книге «Бременские музыканты», издательство «РИПОЛ классик»

Я заметила такую тенденцию – рисунки для детей (иллюстрации, мультфильмы) сегодня очень упрощаются, чуть ли не до абстракций. Кажется, что либо к ним перестали относиться как к искусству, либо это какое-то искусство совсем новых форм. Что Вы об этом думаете? Как Вы считаете, какие рисунки больше нравятся детям? Как Вам детские книги, которые издаются сегодня?

Как уже сказал, я не знаю, что нравится детям по состоянию на сегодня. У них есть компьютеры, трёхмерное кино и мобильные телефоны. И я в 46 лет могу только подозревать, что нравится тем, кому 10-12. В таком море визуальной информации трудно вычленить «правильное». Да и нет его, скорее всего. Каждому своё. А посему – нужны все книги: от «плохих» до «хороших». Пусть дети сами решают.

Есть ли какая-то книга, которую Вы ещё не проиллюстрировали, но очень хотели бы?

Да, есть. «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна было бы здорово.

Вы работаете с акварелью. Говорят, что это очень капризная краска, и к ней нужно найти подход. Вы согласны? Почему именно акварель?

Да, акварель – сложная техника. Ошибка исправляется лучше всего с помощью мусорной корзины. И именно поэтому. Я считаю, что художнику нужны дополнительные вериги. А чтоб не распускался. Дисциплина в колористике, композиции, рисунке. И акварель тут хорошее подспорье.

Закон несохранения

У себя в ЖЖ Вы написали: «что ни рисуй, Алиса получается». Сказка Кэрролла имеет для Вас какое-то особое значение?

Да, Кэролл написал недетскую сказку для детей, одним из первых упразднив сусально-сладкого Диснея ещё до его появления.

Ваши картины вызывают чувство светлой грусти и одиночества – практически нет людей, много пустого пространства, приглушённые холодные тона… Можно сказать, что они отражают Вашу жизненную философию? И если да, в чём она заключается?

Ну, это вопрос на многие страницы…  Принципиально, наверное, то, что человек всегда одинок, даже если он делает вид, что это не так. И он, в своём одиночестве, конфронтирован со всем тем, что мы называем жизнью. И в этой конфронтации важен выбор средств коммуникации с противоположной стороной: от смирения до открытого противостояния. Я выбрал, наверное, тишину и созерцательность. По состоянию на сегодня.

В такую погоду Ланселот не приедет

Пока пекут хлеб

Вы часто рисуете маяки. Это какой-то символ для Вас?

Да, конечно. От примитивно фаллического до романтического символа надежды и дальних странствий.

Страсть дальних странствий

Вы живёте и работаете в Германии. Почему для жизни и творчества Вы выбрали именно эту страну?

Я принадлежу к так называемой «колбасной эмиграции». И не хочу чтобы у Вас возникли иллюзии по этому поводу. Мы ехали за лучшей жизнью в примитивно-вещественном её толковании. Были ли мы правы?! Не знаю. Глядя на постсоветское пространство сегодня, скорее да, чем нет. К тому же я привык. А рисовать можно в любой стране. Жаль только, что друзей разметало по свету. Но – опять же – есть интернет и телефоны…

Как Вы относитесь к явлению, которое сейчас называют современным искусством, выставляют на биеннале?

Плохо отношусь. Нет, не так. Плохо отношусь к тому, что под этой маркой нам втюхивают откровенную халтуру. И очень сложно без специальной подготовки определить, «что такое хорошо». А её почти ни у кого нет. Современное искусство есть и живет. И перлы встречаются постоянно. Но именно перлы в куче… сами знаете чего. Это – проблема.

Вы сами ходите в музеи и на выставки? Какие художники нравятся Вам?

Хожу, конечно. Люблю Позднее средневековье Германии и Нидерландов. Брейгеля старшего, Гольбейна, Кранаха, Дюрера. Ван дер Вейдена и Ван Эйка. Вермеера Дельфтского. Люблю прерафаэлитов. Очень люблю Эндрю Уайета. Он у меня отдельной статьей. Тут отдельный и долгий разговор…

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn
comments powered by HyperComments
Игорь
2013-05-28 21:22:32
Я ломаю что все это философия из за горе от ума важно как человек себя ощущает и как когда сказал твой папа он же работает на трех работах и счастлив ну славно значит востребован самое главное получать удовольствие от того что делаешь и неважно это основная работа иль творчество и еще как ты себя ощущешь мне нас!!!!!!!!кто что скажет думаю что и утере те же принципы как умаяковского жизнь как лошадь держи за узду дальше знаешь картины хорошие Отн веет добром и теплом еще раз скажу дерзай что должно всегда выстелить возвращаться кпрошлому не стои а к чему к мухасранску и так называемым обществу за ратной интеллигенции которая только вышла за двери обсерают у Пушкина есть строчки многие меня поносят что за дело им хочу
Игорь
2013-05-27 21:11:38
Все красиво но почему колбасная эммиграци ведь вдове было. Ее достаточно наверно просто надоело жить в стране раз витого социализма это как есть вколи на общедоступном языке хороший и плохой холестерола так он был есть избудет там плохой мы все бежали в никуда не ждали премии исламы а просто захотелось жить не не гебанной коммунистической державе дерзай ЛЕва
Игорь
2013-05-27 21:11:54
Все красиво но почему колбасная эммиграци ведь вдове было. Ее достаточно наверно просто надоело жить в стране раз витого социализма это как есть вколи на общедоступном языке хороший и плохой холестерола так он был есть избудет там плохой мы все бежали в никуда не ждали премии исламы а просто захотелось жить не не гебанной коммунистической державе дерзай ЛЕва
Leo Kaplan
2013-05-27 22:26:28
Спасибо, Игорь. Просто, когда мы уезжали, развитой социализм уже подыхал. То есть был уже Чейн-Стокс во всей своей прелести. А колбасы не было! А стих очень хороший!
Leo Kaplan
2013-05-27 22:26:43
Спасибо, Игорь. Просто, когда мы уезжали, развитой социализм уже подыхал. То есть был уже Чейн-Стокс во всей своей прелести. А колбасы не было!
Игорь
2013-05-28 21:22:47
Я ломаю что все это философия из за горе от ума важно как человек себя ощущает и как когда сказал твой папа он же работает на трех работах и счастлив ну славно значит востребован самое главное получать удовольствие от того что делаешь и неважно это основная работа иль творчество и еще как ты себя ощущешь мне нас!!!!!!!!кто что скажет думаю что и утере те же принципы как умаяковского жизнь как лошадь держи за узду дальше знаешь картины хорошие Отн веет добром и теплом еще раз скажу дерзай что должно всегда выстелить возвращаться кпрошлому не стои а к чему к мухасранску и так называемым обществу за ратной интеллигенции которая только вышла за двери обсерают у Пушкина есть строчки многие меня поносят что за дело им хочу